Четверг, 28.03.2024, 23:44
ДЕТЯМ и РОДИТЕЛЯМ
Главная | Методические материалы | Регистрация | Вход
Меню сайта
Интересное
Главная » 2011 » Ноябрь » 20 » Девиантное поведение подростков. Проблемы взаимоотношений с родителями
19:58
Девиантное поведение подростков. Проблемы взаимоотношений с родителями

Высокая проблемная нагруженность у подростков обнаружена в отношениях с родительским домом. Что в других культурах, например, отношения с родителями – это не острая проблема для подростков. 
Источники возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и подростков в нашей культуре исследовал В.Е. Каган/9/ Один из выводов, к которым он пришел, состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере ребенок выполняет социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощники в решении этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного поведения, родители сами становятся источником проблем. При таких установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния. Поскольку родители современных подростков в большинстве своем сформировались как личности в предшествующую эпоху, можно предположить, что полученный в нашем исследовании результат объясняют изложенные В.Е. Каганом наблюдения. Также установлена высокая частота конфликтов подростков с родителями, причинами которых являются нарушение подростками нормативного поведения, которое , с точки зрения родителей, является главным условием нормальных, бесконфликтных взаимоотношений со своими детьми.
Таким образом, переживание подростками проблем, возникающих как пртиворечие между ними и их родителями, это – скорее следствие социокультурных, чем психологических особенностей. К настоящему времени стало очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает оказание психологом помощи как подростку, так и родителям. Последние нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как личностей. Работа с родителями должна стать основой для профилактики проблем подростков. Эта работа должна предусматривать такие направления, как: просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в том числе ребенок и пожилой человек.
Семья представляет собой систему взаимосвязанных социальных ролей, отношения между которыми определяются культурно-нравственными нормами и индивидуальными свойствами личности. Семейные конфликты носят субъективный характер и возникают чаще всего из-за непонимания друг друга. Если ребенок воспитывается в конфликтной семье, то неизбежны ошибки воспитания, неправильная позиция родителей и ребенка. Следствием этого могут стать нервно-психические срывы, отклоняющееся поведение, неправильное формирование характера. Часто отклоняющееся поведение подростка родители склонны считать болезнью и, наоборот, явные проявления болезни пытаются устранить воспитательными мерами. Это вызвано не только отсутствием медико-педагогических знаний, но и нежеланием видеть свою вину или реальную угрозу в будущем.
Чтобы лучше понять происхождение семейных конфликтов, нужно выделить неблагоприятные черты родителей, прежде всего матери. В теоретических исследованиях, посвященных вопросам развития личности, особенно заостряется внимание роли матери в эмоциональных отношениях с ребенком (Л.И. Божович, Р. Бернс, И.В. Дубровина, И.с. Кон, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.)/18/. Ибо неразвитость отношений междй матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком своего собственного "я", что в свою очередь приводит к глобальному отвержению мира социальных отношений /22/.
К таким чертам относятся:
повышенная эмоциональность,
склонность легко расстраиваться,
аффективная возбудимость,
доминантность в семье,
эгоцентризм,
гиперсоциальность – утрированное чувство долга,
повышенная принципиальность,
трудность компромиссов.

У отцов аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью и импульсивностью. Преобладает трвожно-мнительное настроение. Гиперсоциальность выражается в мелочной пунктуальности и педантизме.
Типы патогенного родительского поведения
Нередко тип семьи связан с формами родительского поведения. Типами патогенного родительского поведения, по Боулби/18/, являются:
Тип А – оба (один) родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
Тип В – ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;
Тип С – угрозы покинуть семью или "разлюбить" ребенка как дисциплинарные меры;
Тип Д – внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;
Тип Е – отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.

Представим также типы негармоничных семей:
1 – распадающаяся семья;
2 – неполная семья;
3 – регидная, псевдосолидарная семья;
4 – распавшаяся семья.
Среди негармоничных семей распадающаяся семья несет в себе самый сильный патогенный заряд. Данный вывод можно сделать, исходя из представленной в таблице информации о зависимости родительского поведения от типа семейных отношений.
  Распадающаяся семья содержит в своем деструктивном "арсенале" большее, чем другие, число факторов, способных дестабилизировать нормальное развитие подростка. Хотя,
вполне возможно, что на становление личности оказывает влияние не только и не столько тип или стиль отношений, сколько важен именно эмоционально-психологический климат в семье.
Истокиотклоняющегося поведения/3/.Существуют два теоретических подхода, позволяющих прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью.
Олуэйз /3/ работал над проблемой причинности, используя регрессионный анализ, чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей, так и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка определялась по ответам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью:
1) негативизм матери – враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к ребенку;
2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи;
3) применение родителями силовых дисциплинарных методов – физических наказаний, угроз, скандалов;
4) темперамент ребенка – уровень активности и вспыльчивости.
Было выявлено, что негативное отношение матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным образом темперамент ребенка был связан со снисходительным отношением матери к проявлению агрессии.
   Паттерсон /3/ разработал базовую модель связи между характером семейного руководства и агрессивностью. Одна из сторон модели – незрелые методы регулирования дисциплины означает, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющее поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями не осуществляя своих 
угроз. В следующий раз они могут "взорваться" и повести себя агрессивно. Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения, его манерой становится неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми.
Таким образом, родители непредсказуемы и не последовательны в выборе наказания за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усваивания ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов.

Модель семейных взаимоотношений Паттерсона, основывающихся на принуждении, демонстрирует отношение "родитель–ребенок", где ребенок учится принуждению и неуступчивости, так как родители не в состоянии следить за его поступками или контролировать его поведение. А стиль взаимодействия с другими, характеризующийся неуступчивостью со стороны ребенка и его желанием принудить других к выполнению чего-либо, вызовет трудности в разнообразных социальных ситуациях и в конечном счете может привести к отклоняющемуся или асоциальному поведению. 
Кроме выше перечисленных случаев встречаются следующие ситуации: у обоих супругов часты недостаточная уверенность в себе, противоречивость личности. Во взаимоотношениях с людьми такие родители непроизвольно компенсируют свои неотреагированные отношения. В литературе описаны следующие типы таких отношений/28/:
1) Внешне "спокойная семья". В таких семьях за благоприятным фасадом скрываются длительно и сильно подавляемые отрицательные эмоции супругов друг к другу. Нередки приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги ощущают себя усталыми, они не разговаривают друг с другом. Ребенок беспомощен, чувствует опасность, но не понимает ее. Напряжение нарастает.
2) "Вулканическая семья". Здесь супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, сходятся, ссорятся, обещают "любить друг друга до гроба". Чувства преобладают над ответственностью перед семьей и ребенком. Ссоры родителей в глазах детей приобретают катастрофические размеры, что для ребенка оборачивается трагедией. Стиль отношений родителей фиксируется на долгие годы.
3) Семья "санаторий". В такой семье один из супругов является тревожной личностью, что оказывает влияние на других членов семьи. Семья отгораживается от внешнего мира и становится симбиотически зависимой друг от друга. Позиция детей в таких семьях различна. Так как родители заняты собой и выяснением отношений (ты безжалостна, а я так страдаю), дети испытывают недостаток материнской любви, становятся тревожными. Второй вариант поведения, когда "санаторными" отношениями окружается кто-то из членов семьи. Происходит излишняя фиксация на здоровье, подчеркивание всевозможных опасностей и запугивание. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к обесцениванию ценностей вне семьи, к их дискредитации (его друзей, форм свободного поведения). Мелочная опека, жесткий контроль, чрезмерная защита от мнимых опасностей могут привести к невротическим срывам. В подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и эмансипации. Повышенная фиксация на здоровье приводит к формированию личности со сверхценной озабоченностью своим здоровьем.
4) Семья "крепость". В основе такой семьи лежат представления об угрозе, жестокости, агрессивности окружающего мира, о всеобщем зле. Враждебность из семьи переносится на внешний мир. В таких семьях любовь к ребенку носит условный характер. Его любят, когда он оправдывает надежды. Семья-крепость ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием требований между родителями и собственным опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению, повышению невротического уровня реагирования, неуверенности. Усиливаются реакции протеста, оппозиции, упрямство, негативизм.
5) Семья "театр" – еще один пример дисгармоничной семьи. Как правило, в таких семьях один из супругов испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, любовании, поощрении. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль: все что-то говорят, что-то делают, что-то эмоционально выражают. Семейный театр призван сохранять видимость благополучия. В таких семьях родителям не до детей. Воспитание передоверяется детским садам, школам или общественным организациям. Следуя за модой, дети этих семей посещают кружки иностранных языков, музыки, танцев, живописи. Родительскую любовь стараются подменить материальным благополучием.
6) Семья – "третий лишний". Здесь супруги заняты собой, а родительство – помеха для них. В этих семьях возникает скрытая неприязнь к ребенку, который мешает. Такие родители внушают детям чувство неполноценности, фиксируя их недостатки. У ребенка формируется неуверенность, слабость, безынициативность. Ребенок плохо адаптируется в детских коллективах.
7) Семья с кумиром. Это довольно распрстраненный тип семьи с единственным ребенком. Ребенок становится игрушкой, кумиром семьи. Родители без критики относятся к нему, все прихоти ребенка исполняются, воспитываются истероидные черты характера.
8) Семья "маскарад" –характеризуется несогласованностью жизненных целей, планов, оценок, которым можно дать название маскарад. Такая несогласованность действий родителей вызывает у ребенка растерянность и порождает внутренний конфликт.
Задача психотерапевта сводится к тому, чтобы проанализировать
семейный конфликт, помочь правильному распределению семейных ролей, усилить защитные реакции членов семьи. Нереалистическое восприятие членами семьи ситуации приводит к постоянным ссорам и выяснениям отношений. Часто это сопровождается стремлением к самоутверждению с подчеркиванием вины другого и демонстрацией своей беспомощности. Поэтому одной из задач психотерапии ставится изменение восприятия самого себя и других, изменение реагирования на другого, изменение в способе проявления мыслей и чувств методами групповой психотерапии.
Группы формируются из супружеских пар с детьми (или без них). Суть конфликта быстрее воспринимается другими членами группы, что способствует пониманию конфликта. Это помогает восстановлению нарушенных взаимоотношений в семье.
Одной из важных методик в групповой психотерапии семей является техника проигрывания ситуаций. Проигрываются и обсуждаются темы: "Обида", "Решительный разговор", "Трудный выбор". Ситуации проигрываются в форме диалога или без слов.
Другим способом являются групповые беседы: обсужде6ние проблем общения, воспитания детей, кризисных периодов жизни семьи, финансового положения и т.д.
Семейная психотерапия имеет большое профилактическое значение, так как для ребенка семья является психологической защитой и мощным психотерапевтическим фактором.
Показательной является работа М. Земска "Семья и личность"./18/
На основе ее анализа составлена таблица 2 "Деструктивные эмоциональные связи в семье и их влияние на формирование личности детей" . В таблице выделены, с одной стороны, - стили поведения, характеристики черт поведения родителей, позиции родителей, а с другой стороны, формирующиеся черты личности ребенка и его реакции, связанные с родительским отношением.

Деструктивные эмоциональные связи в семье
и их влияние на формирование личности детей


Таблица2
Стили поведения родителей Проявления характерных черт поведения родителей по отношению к ребенку Позиции родителей Реакции ребенка Формирующиеся черты личности
А. Чрезмерная эмоциональная дистанция Родители обращены не к ребенку, а про- тив него или вне его. Часто проявляется агрессивность по отношению к ребенку или равнодушие А+С-отвергающая (ребенок - "тяжкий груз") Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним Агрессивность непослушание лживость, наклонность к воровству и т.д.
В. Большая концентрация внимания на ребенке Стремление постоянно быть около ре- бенка, навязы-вание ему мно- гочисленных предложений, родители бди- тельно следят за поведением ребенка В+Д- чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим) Показная позиция, потребности ребенка доминируют над потребнос- тями других Запаздывание социальной зрелости: чрезмерное преувеличение собственной значимости и тревожность, беспомощ-ность
С. Доминиро-вание Непреклон-ность родите-лей, тенденция к ограниче- ниям и сурово-сти В+С- чрезмерное требование Постоянное состояние тре- вожности (нет права на самостоятель-ность Неуверенность робость, чрезмерная впечатли-тельность
Д. Уступчивость Для поведения родителей ха- рактерны не- умение и не- собность руко-водить детьми, мягкость А+Д- (крайняя степень- бегство от ребенка) Невыполнение приказаний родителей Неспособность устанавливать прочные эмо- циональные связи, эмоци-ональная неус- тойчивость, непостянство в планах, хвастливость


Стили поведения родителей Проявления характерных черт поведения родителей по отношению к ребенку Позиции родителей Реакции ребенка Формирующиеся черты личности
А. Чрезмерная эмоциональная дистанция Родители обращены не к ребенку, а про- тив него или вне его. Часто проявляется агрессивность по отношению к ребенку или равнодушие А+С-отвергающая (ребенок – "тяжкий груз") Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним Агрессивность непослушание лживость, наклонность к воровству и т.д.
В. Большая концентрация внимания на ребенке Стремление постоянно быть около ре- бенка, навязы-вание ему мно- гочисленных предложений, родители бди- тельно следят за поведением ребенка В+Д- чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим) Показная позиция, потребности ребенка доминируют над потребнос- тями других Запаздывание социальной зрелости: чрезмерное преувеличение собственной значимости и тревожность, беспомощ-ность
С. Доминиро-вание Непреклон-ность родите-лей, тенденция к ограниче- ниям и сурово-сти В+С- чрезмерное требование Постоянное состояние тре- вожности (нет права на самостоятель-ность Неуверенность робость, чрезмерная впечатли-тельность
Д. Уступчивость Для поведения родителей ха- рактерны не- умение и не- собность руко-водить детьми, мягкость А+Д- (крайняя степень- бегство от ребенка) Невыполнение приказаний родителей Неспособность устанавливать прочные эмо- циональные связи, эмоци-ональная неус- тойчивость, непостянство в планах, хвастливость

Опираясь на представленный материал, можно сделать общий вывод: агрессивность, непослушание, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, робость, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты – все это как черты личности ребенка формируется вследствие воздействия деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.
Важно также отметить, что стиль взаимоотношений подростка с родителями лишь отчасти обусловлен социальным положением семьи.
Сопоставление данных о самоуважении подростков с условиями их семейной жизни показывает, что у тех подростков, которым родители не уделяли внимания и которыми пренебрегали, уровень самоуважения ниже, чем у других.

Категория: Воспитание и жизнь детей | Просмотров: 8333 | Добавил: zx058
Что говорят
Подробно
Для родителей. Семейные и личные вопросы [16]
Воспитание и жизнь детей [34]
Химия. Рефераты и контрольные [0]
Основы безопасности жизнедеятельности и поведения [62]
Этнопсихология. Рефераты и контрольные [12]
Психология. Рефераты и контрольные [38]
Педагогика. Социальная педагогика. Рефераты и контрольные [22]
Культорологія. Історія культури. Рефераты и контрольные [32]
Філософія. Философия. Рефераты и контрольные [6]
Социология. Рефераты и контрольные [15]
Физика. Уроки физики. Рефераты [0]
Кое-что еще
  • Контрольные, рефераты
  • Автомастер-все про авто
  • Библиотека онлайн
  • Кадровая практика
  • Реабилитация
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Анализ интернет сайта
    Яндекс.Метрика