Природа отклоняющегося поведения различна. Нарушения поведения рассматриваютмся в тесной связи с особенностями личности.
Классификация типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, разработана психиатрами Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я. (1973)/28,6/. Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков:
1. Антидисциплинарное поведение.
2. Антисоциальное (антиобщественное).
3. Делинквентное (противоправное).
4. Аутоагрессивное поведение.
1. К девиантному поведению антидисциплинарного типа могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д.
2. К антисоциальному поведению могут быть отнесены поступки, связанные с невыполнением или непризнанием общепринятых нравственных норм поведения, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, раннее вступление в половую жизнь, сексуальные эксцессы, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических средств.
3. Понятие "деликвентное поведение" применяется только в случаях противоправных действий несовершеннолетних. Сюда относятся вымогательство, угон транспортных средств. В этом случае важна своевременная диагностика с целью лечения и реабилитации, а также профилактики более тяжелых форм нарушения поведения и дезадаптации личности ребенка. К ним относятся прежде всего многочисленные психопатоподобные состояния различной этиологии, некоторые формы психопатий и акцентуаций характера, психогенно обусловленные патохарактерологические реакции личности и более стойкие формы патохарактерологического формирования личности.
К группе непатологических форм поведения относят микросоциальную
запущенность и характерологические ситуационные реакции отказа, протеста, имитации, реакция группирования со сверстниками, эмансипации, побеги из дома, дромомания, реакции увлечения, компенсации и гиперкомпенсации, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, малолетняя проституция.
Реакция отказа. Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков бывает у подростков, под влиянием привычной компании сверстников. оказывающих на них нежелательное воздействие.
В нерезкой форме она возможна у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения, например, когда подростка переводят в другую школу или семья переезжает на новое место жительства. В таких случаях подросток винит в этом родителей и именно с ними отказывается общаться, а со сверстниками из нового класса или двора общается.
Реакция от еды или общения бывает при помещении подростка в детский дом или интернат, например, когда родителей лишают родительских прав или сами родители помещают ребенка в такое учреждение. Эта реакция может быть и у детей, лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.
Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все сильно отличается от его домашних условий и где с ним слишком строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом ребенок испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие. Он не хочет ни с кем разговаривать, ничем не хочет заниматься, даже своими любимыми увлечениями, не проявляет интереса к окружающему. Из-за отказа от занятий у подростка возникает серьезное отставание в учебе от одноклассников.
Внешне подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, ходят с опущенной головой, сторонятся сверстников и воспитателей, могут пассивно подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут.
Если ситуация не меняется и такое поведение подростка продолжается, то иногда возникает подозрение о психическом заболевании или умственной отсталости. Но если подросток попадает в нормальные условия, где к нему относятся тепло и ласково, или он возвращается в семью, то его поведение нормализуется, и никаких психических нарушений не выявляется..
|