Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит.
Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде.
Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Иногда у ребенка появляется страх перед посещением школы, и он отказывается туда идти. Этому может быть множество объяснений: несчастный случай с ребенком в школе, после которого от проболел дома, боязнь остаться без родителей, отношения с одноклассниками и учителями, сложности с обучением. Как правило, ребенок может объяснить, почему он отказывается идти в школу. Иногда истинная причина не связана со школой. Если позволить ребенку остаться дома, то его страх только укрепится и к нему добавится страх отставания по школьной обучающей программе.
Что же происходит с детьми, когда их заставляют есть насильно? Время приема пищи становится для них настолько неприятным, что вызывает потерю аппетита, а это начинает беспокоить родителей еще больше. Их дальнейшие неправильные действия только осложняют ситуацию. Дети начинают вести себя вызывающе: медленно и долго жевать, капризничать и баловаться, отвлекаться, тянуть время.
Конечно, мы не хотим, чтобы дети думали о нас так плохо. Но ведь совсем не нужно пытаться заставить детей полюбить время отхода ко сну. Главное — научить ребенка привыкнуть к этой необходимости, и тогда проблема будет решена.
Насколько необходимо отдавать ребенка в детский сад? Нахождение ребенка в детском учреждении имеет немалое значение. Конечно, для многих родителей это удобно, поскольку на время можно освободиться от забот о ребенке, заняться собой, домашними делами, поисками работы. Но если родители отдают сына или дочь в детский сад только для того, чтобы освободиться от них, рано или поздно это непременно проявится в ваших взаимоотношениях. Если вы имеете возможность присматривать за ребенком сами и вас беспокоит лишь то, сыт ли ваш малыш, одет, обут, ухожен, большой необходимости в детском учреждении не будет. Но детские сады существуют далеко не только для этого. У большинства родителей желание отдать ребенка в детский сад вызвано другими причинами.
Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний.
Некоторые родители намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, боясь похвалой избаловать его. Но в процессе воспитания важно как наказание, так и поощрение, хотя взрослые часто не видят повода для похвалы ребенка.
В некоторых семьях порка является основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически беззащитном человеке.
Здесь описаны умения и навыки, которые появляются у младенца к определенному периоду развития. Также представлен общий план действий родителей. Это поможет вам лучше понять малыша, активно строить контакт с ним. Помните, что незначительные задержки или опережения вполне допустимы.
Для того чтобы интерес к речи у ребенка не угасал, продолжайте называть каждый предмет, который присутствует в повседневном его обиходе. Чаще совершайте совместные прогулки, называя те или иные предметы. Называйте то, что больше всего интересует малыша; если он покажет на жука, скажите ему: "Жук”. И пусть он повторит: "Жу...”. Тогда согласитесь с ним и ответьте: "Да, это жук”. Малыш почувствует, что правильно вас понял, и с большим усердием будет вторить, осваивая новые понятия...
На 2—3-м году жизни ребенок учится видеть мир, мыслить. А также усваивает, что считается хорошим, а что плохим. И импульсивность малыша начинает подчиняться правилам, установленным вами. Когда вы его хвалите — это поведение становится привлекательным для малыша и желательным для вас. Будьте осторожны с порицанием, для ребенка это бывает слишком трудно.