Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются:
оказание детям медицинской, психологической, педагогической логопедической и
социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной
адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие
позитивного отношения к жизни, обществу, семье обучению и труду.
Эффективность лечебно-педагогических мероприятий
определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью,
преемственностью, в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа
должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия –
согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога,
психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.
Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической
и логопедической коррекции.
В комплексное восстановительное лечение детского
церебрального паралича включается: медикаментозные средства, различные виды
массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь,
физиотерапевтические процедуры.
Существует насколько основных принципов коррекционно-педагогической
работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
Комплексный характер
коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния
двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития
ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех
сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их
нарушений.
1.
Раннее начало
онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.
В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на
то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и
нарушение ориентировочно-познавательной деятельности,
коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми
нередко начинается после 3–4 лет.
В этом случае работа чаще всего направлена на исправление
уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее
выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное
коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте
позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у
детей с церебральным параличом в старшем возрасте.
Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при
ДЦП вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности и универсальной
способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что
наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы
являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с
учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития
находится ребенок.
2.
Организация работы в
рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП
в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности
детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется
основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1
года) ведущий вид деятельности – эмоциональное общение со взрослыми; в раннем
возрасте (от 1 до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3
до 7 лет) – игровая деятельность; в школьном возрасте – учебная деятельность.
3.
Наблюдение за ребенком
в динамике продолжающегося психического развития.
4.
Тесное взаимодействие
с родителями и всем окружением ребенка.
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в
процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды
(быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать
это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое
состояние ребенка.
Родители – основные участники педагогической помощи при
ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает
учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания
в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и
перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать
целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и
правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную
жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы
ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен),
но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих
(накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появится интерес к труду,
чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто
родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его,
оберегают от всего, что может огорчить, не дают ни чего делать самостоятельно.
Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от
деятельности.
Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с
определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное
отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и
поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не
имеющего шансов занять активное место в жизни, или, на оборот, как человека,
вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдится
своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдится своей болезни, уходить в себя,
в свое одиночество.
|