Вторник, 16.04.2024, 10:02
ДЕТЯМ и РОДИТЕЛЯМ
Главная | Методические материалы | Регистрация | Вход
Меню сайта
Интересное
Главная » 2011 » Ноябрь » 20 » Девиантное поведение подростков. Анализ диагностической работы.
20:00
Девиантное поведение подростков. Анализ диагностической работы.

В данном классе 24 человека. С целью выявления детей с нарушениями в поведении были использованы следующие методы и методики: социометрия, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО) (компьютерный вариант), тест-опросник выявления акцентуаций у подростков Шмишека (компьютерный вариант), цветовой тест Люшера (компьютерный вариант), шкала тревожности, разработанная по принципу "Шкалы социально- ситуационной тревоги” Кондаша(см. приложение 2), беседа с классным руководителем. 
В результате анализа были получены следующие данные:
Социометрия: лидеры – 2 чел., интерпретатор – 1 чел., исполнители –
6 чел., болото – 10 чел.(в том числе М., Кш., К.), изгои – 5 чел.(в том числе Кр., Ш.) (см. гистограмму 1 на стр. 57).
ПДО: гипертимный тип – 2 человека;
лабильный тип – 4 человека;
психастенический тип – 2 человека (в т.ч., М.);
шизоидный тип – 7 человек (в т.ч., К.);
эпилептоидный – 8 человек ( в т.ч., Ш., Кш.);
истероидный тип – 1 человек (Кр.);(см. диаграмму на стр.58).
Тест-опросник Шмишека:
демонстративная акцентуация-3 чел.(в т.ч.,Кр.), эмотивная-2 чел., гипертимная- 5 чел.(в т.ч.,К.), дистимическая-1 чел., практическая-1 чел., педантическая-1чел., возбудимая-1 чел., циклотимическая- 1 чел., экзальтированная-3 чел.(в т.ч.,Кш., Ш., М.);
смешанный тип акцентуаций-7 чел.: эмотивная+экзальтированная-2 чел., эмотивная+тревожная-2 чел., эмотивная+гипертимическая-1 чел., экзальтированная+тревожная-1 чел.(см. рис.3 на стр.59).

Шкала тревожности. 

уровни, количество детей общая тревожн. школьная тревожн. личностная тревожн. межличност. тревожн
нормальн. 22 19 22 19
повыш. 1 2 1 2
высокий 1 4 2 1
чрезмерное спокойствие 1 0 0 3

По результатам анализа была выявлена группа детей(М.,Кш., К.,Кр.,Ш.), имеющих ярко выраженные отклонения в акцентуациях характера, школьной дезадаптации и особо тяжелом семейном положении.
Исходя из полученных данных были составлены описания детей (см. приложение 1) и спланирована коррекционная работа.
  
В качестве цели предлагаемой психокоррекционной работы мы рассматривали
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК В СОЗНАНИИ РОДИТЕЛЕЙ.
В связи с этим психокоррекционный процесс включает следующие задачи:
- реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;
- оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений,
- гармонизацию межличностных отношений между диадой "мать и трудный ребенок" и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;
- коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в поведении;
- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром
Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей отклонениями в поведении. В рамках предлагаемого подхода выделяются невротичный, авторитарный и психосоматичный типы родительниц.
Содержание психокоррекционной работы представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий психолога с матерью трудного ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с помощью специальных методик.
Индивидуальные занятия позволяют психологу ознакомиться с историей жизни данной женщины, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей жизни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь (в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка).
На групповом этапе работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждую женщину, посещающую занятия, но и внутри группы при взаимодействии участниц. Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям.
Первое направление: гармонизация взаимоотношений между матерью и ее ребенком.
Второе направление: гармонизация внутрисемей-ных отношений.
Третье направление: оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в поведении и учебе.
Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет пять этапов работы:
1. Разминка
Это этап занятия, на котором участницы группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, настраивающие родительниц на определенный вид внутренней психологической работы. На этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов. Начинается разминка с приветствия.
2. Основная часть
Этот этап занятия полностью нацелен на переосмысление жизненных позиций и мировоззренческих установок родительниц. Для реализации основной цели психологической коррекции — изменения жизненного стереотипа матери больного ребенка — нами была разработана специальная форма проведения занятий, позволившая обсуждать определенные жизненные ситуации, особо значимые для группы. Применяемые психокоррекционные приемы, используются для подведения участниц к инсайту и катарсису и соответствуют психокоррекционным техникам, оказывающим воздействие на высшие уровни базальной эмоциональной регуляции (3-й уровень экспансии и 4-й уровень контроля по В.В. Лебединскому). Обсуждению подвергаются также внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения родительниц по поводу той или иной ситуации.
Психокоррекционный эффект при проведении дискуссии достигается с помощью специально написанных рассказов. Эти рассказы, лишенные бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обработкой "житейских" историй матерей больных детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт участниц группы, а также предлагаемые психологом новые (для матерей) философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждой из участниц.
В рассказе описывается типичная ситуация, в которой матерям детей с отклонениями в развитии приходится или приходилось часто бывать. Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие реакции как родительниц, так и лиц их окружающих.
Одновременно рассказ используется как ведущий механизм коррекционного воздействия, при котором обсуждение или проигрывание конфликтной ситуации осуществляется не от первого, а от третьего лица.
Написанный крупным шрифтом текст рассказа помещается перед участницами группы таким образом, чтобы каждая из них могла бы его хорошо видеть. Этот текст затем прочитывается психологом вслух. Каждый рассказ завершается рядом вопросов, касающихся данной конкретной жизненной ситуации. С их помощью начинается обсуждение участницами группы ситуации, изложенной в рассказе. Цель обсуждения, которая ставится психологом перед каждой родительницей, изложить свою точку зрения по поводу происходящих событий и дать рекомендации персонажам рассказа по исправлению сложившегося положения.
Ознакомившись с текстом рассказа, каждая из участниц группы должна проявить собственную позицию по данной проблеме, отвечая на вопрос психолога: "А как бы Вы поступили на месте героев рассказа?" Высказываемые точки зрения в группе могут быть полярными, что в большей степени способствует организации дискуссии. В конце обсуждения психолог делает вывод, подводя общий итог сказанному.
По характеру построения, а также воспроизведения жизненных ситуации выделяется два типа рассказов:
- рассказ-образец (он отмечается звездочкой*), в котором повествуется о продуктивных формах взаимоотношений внутри семьи и между отдельными ее членами (например, рассказы "Воскресенье — день общения", "Стоит ли тратить всю свою жизнь на ребенка?" и др.);
- "проблемный" рассказ, в котором нет готовых советов и члены группы должны подсказать главным персонажам выход из сложной ситуации на основе личного опыта (например, "Непреодолимая преграда").
Вспомогательные формы психокоррекции, использующиеся в большинстве случаев в основной части тренинга, решают те же психокоррекционнные задачи, что и дискуссия, но с применением уже иных психокоррекционных техник. Некоторые из них, а именно, тематические опросники являются подготовительным этапом к проведению дискуссий по предъявленным рассказам.
Тематические опросники
Эта форма работы позволяет в большей степени вербализовать и структурировать позиции участниц, способствует их собственному осознанию своих проблем, ведет к переоценке жизненных установок, а также подготавливает к запланированным дискуссиям.
Проективный рисунок
Изображение собственных ощущений и переживаний с помощью краски и карандаша помогает родительницам избежать порою трудновербализируемых личных проблем и их описания. Для воспроизведения своих ощущений и восприятий на листе бумаги участницы группы могут пользоваться как конкретными, так и отвлеченными образами. После завершения процесса рисования изображенные чувства и отношение к ним затем обсуждаются в группе. Сначала психолог предлагает всей группе, исключая автора, понять смысл выраженных в рисунке чувств и просит рассказать об этом. Затем своими мыслями и ощущениями о нарисованном делится и автор рисунка.
Такая форма работы позволяет переключать участниц группы с невербального уровня осмысления своих проблем на вербальный, а также выявлять некоторую скрытую от самих участниц глубину собственных чувств. Применение арттерапии материализует переживания родительниц, способствует их пониманию, переосмыслению и высвобождению от них.
Разыгрывание ролевых ситуаций
Эта форма работы предъявляется членам группы на более продвинутых этапах, в связи со сложностью, как показала практика, ее реализации (отсутствием умения у участниц вербализовывать свои и чужие чувства, представлять их на открытое обсуждение, играть определенные роли, вновь переживать стрессовые ощущения). Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участницами группы.
3. Аутотренинг
На этом этапе применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения. В целом, занятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемое с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
4. Музыкальная релаксация
Эта часть занятия представлена четырьмя формами.
Музыкотерапия и Сиблиотерапия, Под отрывки из классических произведений отечественных и зарубежных авторов психологом читается текст с целью создания в сознании родительниц представлений, связанных с созерцанием природы (1 уровень эмоциональной регуляции) или направленных на восстановление приятных воспоминаний прошлого. Обязательное наполнение текста оптимистичным содержанием позволяет сформировать у членов группы позитивную установку и образы, вызывающие положительные, оптимистичные ощущения и настроения.
Известно коррекционное воздействие библиотерапии, которое проявляется в восполнении недостатка собственных образов и представлений у испытуемых, способствует замене травмирующих психику мыслей и чувств и одновременно направляет их по новому руслу, к новым целям. Кроме текста музыкальной разминки или 10 поэтических произведений родительницам также предлагаются для чтения на занятии или дома специально подобранные отрывки из классических литературных произведений философского содержания, имеющие афористическую направленность. Именно такая форма осуществления библиотерапии помогает родительницам вносить порядок в собственные ощущения, помогает переосмыслять собственное бытие, находить радость в мелочах повседневной жизни.
Характер музыкального текста подбирается с учетом той же структуры, которая присутствует и в литературном тексте (наличия тревоги, сильного протеста, счастливого разрешения и умиротворения). Для прослушивания лучше избирать классические произведения отечественных и зарубежных композиторов.
На этапе музыкальной релаксации члены группы сидят или лежат в свободной позе с закрытыми глазами. После окончания звучания музыки осуществляется опрос членов группы для выяснения тех образов, которые возникли в их сознании при проведении этого этапа занятия. Не всегда предлагаемый психологом для воображения образ будет совпадать с возникающими представлениями у членов группы. Это также становится предметом дискуссионного обсуждения.
Хореотерапия. Известно, что музыкально-ритмическая активация способствует оживлению психомотори-ки, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у пассивных и инертных матерей, а также развивает их ритмическое и слуховое восприятие. У лиц возбудимых хореотерапия высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражение и трансформирует их в двигательные упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют освежить ощущения и позитивный настрой родительниц, сделать их более яркими и более стойкими. Этот вид психокоррекции может более позитивно использоваться в конце занятий, для закрепления максимальной самоактуализации в движении, ощущения полной свободы и собственного совершенства. Для этих целей лучше избирать небольшие отрывки из современных танцевальных мелодий, имеющих четкий ритм.
Важным этапом музыкальной терапии является и совместное пение — воколотерапия. Пение (a capella) осуществляется также под руководством психолога, который на начальных этапах может быть и зачинателем этого процесса. Обязательным условием пения является расположенный перед глазами участниц текст песен. Применение этого метода способствует также снятию внутреннего психологического дискомфорта у родительниц, развитию чувства свободы и чувства самоактуализации. Одновременно совместный процесс пения способствует развитию чувства сплоченности, поддержки и эмпатии.

Категория: Воспитание и жизнь детей | Просмотров: 3130 | Добавил: zx058
Что говорят
Подробно
Для родителей. Семейные и личные вопросы [16]
Воспитание и жизнь детей [34]
Химия. Рефераты и контрольные [0]
Основы безопасности жизнедеятельности и поведения [62]
Этнопсихология. Рефераты и контрольные [12]
Психология. Рефераты и контрольные [38]
Педагогика. Социальная педагогика. Рефераты и контрольные [22]
Культорологія. Історія культури. Рефераты и контрольные [32]
Філософія. Философия. Рефераты и контрольные [6]
Социология. Рефераты и контрольные [15]
Физика. Уроки физики. Рефераты [0]
Кое-что еще
  • Контрольные, рефераты
  • Автомастер-все про авто
  • Библиотека онлайн
  • Кадровая практика
  • Реабилитация
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Анализ интернет сайта
    Яндекс.Метрика