В нашей культуре семья состоит из отца, матери и их детей, и роли обоих
родителей в воспитании детей не одинаковы. Как и мать, отец нужен
ребенку всегда, и в каждом возрасте «по-разному». Конечно, отца в любой
его роли по отношению к ребенку заменить легче, чем мать, здесь шире
возможность частично или полностью выполнить эту роль другим мужчинам в
семье и вне семьи. Однако, сейчас мы говорим об отце «в общем». На
первых этапах развития ребенка отец может брать на себя часть
материнских функций, выполняя их, конечно, по-своему. Его собственная,
отличная от матери, роль состоит в защите и охране единства матери с
ребенком, обеспечения им уверенности, спокойствия, поддержки,
психологического комфорта. Он как бы создает тыл, на фоне которого
ребенок ощущает мир прочным и доброжелательным, а себя в нем спокойным и
уверенным.
Несколько позднее отец становится эталоном социальных норм и правил, в
нем воплощены функции «требователя», «оценщика», он поддерживает ребенка
в стремлении этим правилам следовать. Не менее важной становится его
роль защитника, причем в основном от внешних по отношению к семье
влияний. Одновременно отец выполняет еще одну важнейшую функцию. Он
способствует личностному становлению ребенка, его отделению от матери,
извне их первоначальной общности признавая самостоятельность как матери,
так и ребенка. Он становится «третьей силой», помогающей ребенку
выстроить новый, раздельный с матерью, мир. Еще позднее (после трех лет)
отец воплощает в себе образец половой, семейной и социальной роли
мужчины. Здесь его функции для мальчика и девочки начинают различаться.
Мальчик воспринимает его сначала как образец своей будущей роли по
отношению к матери (в которой воплощается образ будущей супруги, матери
его детей). В этом случае отец становится гипотетическим конкурентом,
возможна и правомерна ревность к нему. Позднее для мальчика отец - это
образец мужчины в обществе. Ну, и конечно, он всегда остается образцом
роли отца, которую мальчик когда-нибудь станет выполнять сам.
Для девочки отец - это тот, кто сначала ее любит, но по-другому, чем
мать, а затем любит ее, «как маму». Ей важно, что бы отец видел и ценил в
ней те же качества, которые, как она сама видит, он ценит в маме
(женственность, кокетство, мягкость, и, конечно, материнство -
способность рожать и воспитывать детей). В дошкольном возрасте девочка
может ревновать отца к матери. Позднее она «примеряет» его образ на
своих друзей и потенциальных партнеров. Разумеется, отец всегда остается
для нее защитником и ценителем ее развивающейся женственности.
Таким образом, функции отца и матери для ребенка сначала почти
одинаковые, затем начинают различаться, и чем дальше, тем больше.
Однако, оба родителя нужны в любом возрасте. В семьях со взрослыми
одного пола (это обычно женские семьи - мама, бабушка, сестры, тетки)
родитель (чаще всего - мама) стараются выполнить обе роли, что
невозможно. В том-то и суть, что ребенок может разобраться в мире и его
«составляющих» только тогда, когда у каждого четко определены его роль,
статус, особенности. В противном случае получается, что у ребенка нет ни
полноценной матери, ни полноценного отца, а нечто среднее, чего в жизни
на самом деле не бывает. Лучше хорошо выполнить свою роль, позволив
ребенку познать функции другого пола на примере родных, соседей, друзей.
Наверное, в более сложной ситуации оказываются дети отцов-одиночек. Но с
другой, стороны, папы более настроены предоставить ребенку «образец
мамы» в лице любой женщины (бабушки, тетки, няни, воспитательницы). Ясно
одно. Ребенку родители абсолютно необходимы, видимо даже больше, чем он
им.
|