Если ребенка 3-5-летнего еще может заинтересовать интрига в виде не зажигающейся елочки или пропавшего Деда Мороза, испугать появление Бабы-Яги или пиратов, то дети школьного возраста уже успели впитать новые идеалы. Гарри Поттер и Шрек для них намного увлекательнее, чем Буратино и Электроник, а пиратов уже основательно вытеснили менты и бандиты. Да и сюжеты теперь нужны более захватывающие. Ну похитили пираты Деда Мороза – неинтересно, старо, уже было. А вот взятый в заложники Дед Мороз, за которого требуют выкуп, а в противном случае угрожают взорвать какое-нибудь большое здание – это уже по-современному. И интрига, и приключе ние, и, главное, жизненно. Почти любимый боевик в реальности. Осталось только включить в сценарий героя-одиночку, который будет спасать мир и которому будут помогать сами дети!
Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Можно сказать, что привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви.
Здоровье ребенка во многом зависит от эмоционального и психического состояния женщины во время беременности. Иногда в определенные периоды жизни беременность и роды могут быть нежелательными (например, в связи с неустановившимися взаимоотношениями у супругов, наличием более важной для них профессиональной ориентации и т. п.), поэтому некоторые женщины не сразу эмоционально положительно встречают мысль о предстоящем материнстве. Возникновение беременности, таким образом, нередко является неожиданным, а порой и неприятным событием.
Нарушения, возникающие при органическом поражении мозга, наиболее часто проявляются психопатоподобным поведением, т. е. внешне напоминающим психопатию, но не являющимся таковым в действительности. Это повышенная возбудимость, гнев и ярость по любому поводу или без него, т. е. выход чувств из-под контроля, расторможенность чувств и влечений. Близко к последнему примыкают бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживания случившегося. В плане общения это неуживчивость со сверстниками, конфликтность и агрессивность.
Девочки значительно чаще испытывают неприятие и изоляцию со стороны сверстников. Если девочки из неполных семей менее открыты и эмоционально отзывчивы, более недоверчивы, то мальчики, наоборот, более открыты, эмоционально чувствительны и доверчивы.
В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишне подвижные дети — «неуправляемые», агрессивные, либо вялые, медлительные, плаксивые, капризные, упрямые и т. п. Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно-психического заболевания.
Для милиционера – это хулиган, для учителя «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей?