Пятница, 03.05.2024, 13:33
ДЕТЯМ и РОДИТЕЛЯМ
Главная | Полезная информация | Регистрация | Вход
Меню сайта
Интересное
Главная » Статьи » Разное, обзоры, комментарии

Является ли обязательным в настоящее время применение путевых листов?
Является ли обязательным в настоящее время применение путевых листов? Если они не обязательны, то где отмечать проведение предрейсового медосмотра? Какие и к кому могут быть применены санкции за отсутствие подтверждения проведения медосмотра водителя?

Проблема вызвана вступлением в силу Закона Украины от 05.07.2011 г. №3565-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» (далее — Закон №3565).

В результате этого с 14.08.2011 г. из ст. 48 Закона от 05.04.2001 г. №2344-III «Об автомобильном транспорте» (далее — Закон №2344) исчезло упоминание о путевом листе как об одном из документов, на основании которых выполняют грузовые перевозки.

Исключен путевой лист и из ст. 16 Закона от 30.06.93 г. №3353-ХII «О дорожном движении», в которой определены основные права и обязанности водителя транспортного средства. То есть благодаря Закону №3565 водитель теперь не обязан иметь при себе и предъявлять по требованию работников небезызвестных служб путевой лист. Поэтому с 14.08.2011 г. его уже не смогут оштрафовать за отсутствие путевого листа на сумму от 25 до 50 нмдг (ст. 126 КоАП).

Это хорошо. Свобода? Как сказать...
Во-первых, упоминания о путевых листах остались в некоторых подзаконных нормативных актах, хотя п. 3 р. II Закона №3565 требует приведения в соответствие с ним прочих нормативных документов. В таком деле госорганы считают спешку непозволительной.

Например, в п. 2 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденном Постановлением КМУ от 25.02.2009 г. №207, путевой лист присутствует в своем прежнем статусе:
«Для водителя юридического лица необходимым является также путевой листе отметками о проведении предрейсовых медицинского осмотра водителя и осмотра технического состояния транспортного средства».

Сохранил свою официальную прописку путевой лист и в п. 11.3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.97 г. №363 (далее — Правила №363):
«Путевой лист грузового автомобиля является документом, без которого перевозка грузов не допускается».

Хотя из ст. 48 Закона №2344 исчезло непосредственное упоминание о путевом листе, однако в ней же среди документов, которые должны быть у водителя, значатся «другие документы, предусмотренные законодательством Украины».

При пристрастном подходе вполне возможен вопрос: почему бы среди них не оказаться путевым листам? Дискуссия с инспектором на дороге о принципах иерархии нормативных актов, полагаем, будет выглядеть довольно увлекательной. Впрочем, дело водителя, естественно, правое...
Во-вторых, никто не отменял предрейсовых медосмотров водителей. Напомним, что порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров установлен Положением о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденным приказом МЗО и МВД Украины от 05.06.2000 г. №124/345. Так, п. 5.1 данного Положения установлено следующее:
«Ежесменный предрейсовый медицинский осмотр проводится для водителей транспортных средств предприятий, учреждений и организаций до их выезда на смену».
Конечно, те субъекты хозяйствования, которые наотрез отказываются от использования путевых листов, могут придумать какую-либо замену им. Например, можно выдавать водителю справку, в которой подписью медработника подтверждена возможность допуска водителя к управлению автомобилем.
В-третьих, применение путевого листа является целесообразным с точки зрения налогового учета, в частности ГСМ.

Напомним, что в п. I Правил №363 под путевым листом понимается документ установленного законодательством образца для определения и учета работы автомобильного транспортного средства.

Еще более функциональное определение путевого листа служебного легкового автомобиля приведено в п. 1.3 Инструкции о порядке применения путевого листа служебного легкового автомобиля и учета транспортной работы, утвержденной приказом Госкомстата от 17.02.98 г. №74. Из него следует, что путевой лист служебного автомобиля (типовая форма №3, утвержденная тем же приказом №74) является основанием для: учета транспортной работы; списания израсходованного горючего; взаиморасчетов между перевозчиком и заказчиком за предоставление транспортных услуг.

Возникает вопрос: если не путевым листом, то каким документом подтверждать использование ГСМ и работу водителя и автомобиля?

Напомним, что в соответствии с п. 138.2 НКУ расходы плательщика налога признаются на основании первичных документов. Зачем же, как говорится, изобретать велосипед, если путевой лист является удобным первичным документом для налоговых целей. В качестве компромиссного варианта можно доработать существующую форму путевого листа, добавив необходимые реквизиты и убрав обременительные. Кроме того, можно внутренним приказом разрешить использовать модернизированные путеводные листы в ином порядке: например, выписывать их 1 раз в неделю, а не 1 раз в день. В общем, предприятие может сделать себе удобный режим.
Кстати, отсутствие первичного документа, подтверждающего использование ГСМ на цели, связанные с хоздеятельностью плательщика налога на прибыль, может привести к потере не только топливных расходов, но и налогового кредита по приобретенным ГСМ (п. 198.3 НКУ). Кроме того, без путевого листа будет весьма затруднительно осуществлять контроль за правильным использованием ГСМ водителем.

Что касается отсутствия отметки медработника в путевом листе, то это не влияет на юридическую силу и доказательность путевого листа. Дело в том, что такая отметка не относится к обязательным реквизитам первичного документа, определенным в ч. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украины». Отсутствие медотметки в путевом листе свидетельствует о нарушении законодательства, требующего обеспечить безопасность дорожного движения, но на налоговый учет такое нарушение влияния не оказывает.

Данный вывод косвенно подтверждается в информационном письме от 01.11.2011 г. №1936/11/13-1. В нем обращается внимание на то, что составление первичного документа с ошибкой само по себе не свидетельствует об отсутствии хозяйственной операции, если по другим данным можно установить реальность осуществления хозяйственной операции.
И наконец — об ответственности.

Несмотря на то, что путевые листы отменены, админответственность за отсутствие в них (а может быть, в их заменителях) отметок медработников осталась.
Так, в соответствии со ст. 128 КоАП такое нарушение влечет наложение штрафа на руководителей или других должностных лиц предприятий, на граждан-СПД от 40 до 50 нмдг (680-850 грн), а при повторном нарушении в течение года — штраф от 50 до 80 нмдг (850-1360 грн).

Водитель, осуществляющий перевозку пассажиров или грузов и не прошедший ежесменный предрейсовый медосмотр, согласно ст. 1331 КоАП рискует попасть под штраф от 30 до 40 нмдг (510-680 грн). Рассматривать дела об этих административных правонарушителях и налагать админответственность должны лучшие друзья водителей — ответственные и полуответственные работники ГАИ (ст. 222 КоАП).

Подробнее о путевом листе здесь

Похожие материалы:
Категория: Разное, обзоры, комментарии | Добавил: zx058 (12.02.2012)
Просмотров: 4032
Что говорят
Подробно
Разное, обзоры, комментарии
Ребенок и его жизнь
Воспитание и образование
Здоровье и развитие
Родителям для себя
Кулинарные рецепты
Кошки очаровательные
Собаки. Домашние любимцы
Видео
Кое-что еще
  • Контрольные, рефераты
  • Автомастер-все про авто
  • Библиотека онлайн
  • Кадровая практика
  • Реабилитация
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Анализ интернет сайта
    Яндекс.Метрика