Является ли обязательным в настоящее
время применение путевых листов? Если они не обязательны, то где
отмечать проведение предрейсового медосмотра? Какие и к кому могут быть
применены санкции за отсутствие подтверждения проведения медосмотра
водителя?
Проблема вызвана вступлением в силу
Закона Украины от 05.07.2011 г. №3565-VI «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Украины относительно устранения
избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных
перевозок» (далее — Закон №3565).
В результате этого с 14.08.2011 г. из
ст. 48 Закона от 05.04.2001 г. №2344-III «Об автомобильном транспорте»
(далее — Закон №2344) исчезло упоминание о путевом листе как об одном из
документов, на основании которых выполняют грузовые перевозки.
Исключен путевой лист и из ст. 16 Закона
от 30.06.93 г. №3353-ХII «О дорожном движении», в которой определены
основные права и обязанности водителя транспортного средства. То есть
благодаря Закону №3565 водитель теперь не обязан иметь при себе и
предъявлять по требованию работников небезызвестных служб путевой лист.
Поэтому с 14.08.2011 г. его уже не смогут оштрафовать за отсутствие
путевого листа на сумму от 25 до 50 нмдг (ст. 126 КоАП).
Это хорошо. Свобода? Как сказать... Во-первых,
упоминания о путевых листах остались в некоторых подзаконных
нормативных актах, хотя п. 3 р. II Закона №3565 требует приведения в
соответствие с ним прочих нормативных документов. В таком деле госорганы
считают спешку непозволительной.
Например, в п. 2 Перечня документов,
необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом
во внутреннем сообщении, утвержденном Постановлением КМУ от 25.02.2009
г. №207, путевой лист присутствует в своем прежнем статусе: «Для
водителя юридического лица необходимым является также путевой листе
отметками о проведении предрейсовых медицинского осмотра водителя и
осмотра технического состояния транспортного средства».
Сохранил свою официальную прописку
путевой лист и в п. 11.3 Правил перевозок грузов автомобильным
транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.97 г.
№363 (далее — Правила №363): «Путевой лист грузового автомобиля является документом, без которого перевозка грузов не допускается».
Хотя из ст. 48 Закона №2344 исчезло
непосредственное упоминание о путевом листе, однако в ней же среди
документов, которые должны быть у водителя, значатся «другие документы,
предусмотренные законодательством Украины».
При пристрастном подходе вполне возможен
вопрос: почему бы среди них не оказаться путевым листам? Дискуссия с
инспектором на дороге о принципах иерархии нормативных актов, полагаем,
будет выглядеть довольно увлекательной. Впрочем, дело водителя,
естественно, правое... Во-вторых, никто не отменял предрейсовых
медосмотров водителей. Напомним, что порядок проведения предрейсовых и
послерейсовых медосмотров установлен Положением о медицинском осмотре
кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденным
приказом МЗО и МВД Украины от 05.06.2000 г. №124/345. Так, п. 5.1
данного Положения установлено следующее: «Ежесменный предрейсовый
медицинский осмотр проводится для водителей транспортных средств
предприятий, учреждений и организаций до их выезда на смену». Конечно,
те субъекты хозяйствования, которые наотрез отказываются от
использования путевых листов, могут придумать какую-либо замену им.
Например, можно выдавать водителю справку, в которой подписью
медработника подтверждена возможность допуска водителя к управлению
автомобилем. В-третьих, применение путевого листа является целесообразным с точки зрения налогового учета, в частности ГСМ.
Напомним, что в п. I Правил №363 под
путевым листом понимается документ установленного законодательством
образца для определения и учета работы автомобильного транспортного
средства.
Еще более функциональное определение
путевого листа служебного легкового автомобиля приведено в п. 1.3
Инструкции о порядке применения путевого листа служебного легкового
автомобиля и учета транспортной работы, утвержденной приказом
Госкомстата от 17.02.98 г. №74. Из него следует, что путевой лист
служебного автомобиля (типовая форма №3, утвержденная тем же приказом
№74) является основанием для: учета транспортной работы; списания
израсходованного горючего; взаиморасчетов между перевозчиком и
заказчиком за предоставление транспортных услуг.
Возникает вопрос: если не путевым листом, то каким документом подтверждать использование ГСМ и работу водителя и автомобиля?
Напомним, что в соответствии с п. 138.2
НКУ расходы плательщика налога признаются на основании первичных
документов. Зачем же, как говорится, изобретать велосипед, если путевой
лист является удобным первичным документом для налоговых целей. В
качестве компромиссного варианта можно доработать существующую форму
путевого листа, добавив необходимые реквизиты и убрав обременительные.
Кроме того, можно внутренним приказом разрешить использовать
модернизированные путеводные листы в ином порядке: например, выписывать
их 1 раз в неделю, а не 1 раз в день. В общем, предприятие может сделать
себе удобный режим. Кстати, отсутствие первичного документа,
подтверждающего использование ГСМ на цели, связанные с хоздеятельностью
плательщика налога на прибыль, может привести к потере не только
топливных расходов, но и налогового кредита по приобретенным ГСМ (п.
198.3 НКУ). Кроме того, без путевого листа будет весьма затруднительно
осуществлять контроль за правильным использованием ГСМ водителем.
Что касается отсутствия отметки
медработника в путевом листе, то это не влияет на юридическую силу и
доказательность путевого листа. Дело в том, что такая отметка не
относится к обязательным реквизитам первичного документа, определенным в
ч. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в
Украины». Отсутствие медотметки в путевом листе свидетельствует о
нарушении законодательства, требующего обеспечить безопасность дорожного
движения, но на налоговый учет такое нарушение влияния не оказывает.
Данный вывод косвенно подтверждается в
информационном письме от 01.11.2011 г. №1936/11/13-1. В нем обращается
внимание на то, что составление первичного документа с ошибкой само по
себе не свидетельствует об отсутствии хозяйственной операции, если по
другим данным можно установить реальность осуществления хозяйственной
операции. И наконец — об ответственности.
Несмотря на то, что путевые листы
отменены, админответственность за отсутствие в них (а может быть, в их
заменителях) отметок медработников осталась. Так, в соответствии со
ст. 128 КоАП такое нарушение влечет наложение штрафа на руководителей
или других должностных лиц предприятий, на граждан-СПД от 40 до 50 нмдг
(680-850 грн), а при повторном нарушении в течение года — штраф от 50 до
80 нмдг (850-1360 грн).
Водитель, осуществляющий перевозку
пассажиров или грузов и не прошедший ежесменный предрейсовый медосмотр,
согласно ст. 1331 КоАП рискует попасть под штраф от 30 до 40 нмдг
(510-680 грн). Рассматривать дела об этих административных
правонарушителях и налагать админответственность должны лучшие друзья
водителей — ответственные и полуответственные работники ГАИ (ст. 222
КоАП). Подробнее о путевом листе здесь Похожие материалы:
|