Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические
отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и
определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.
Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения
характеризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во
второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят
более мозаичный, неравномерный характер.
Хронологическое созревание психической деятельности детей с
церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются
различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной деятельности.
Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических
нарушений: например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с
легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием
психических функций. Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная
аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением
головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Важную роль в генезе психических нарушений играет ограничение деятельности,
социальных контактов, а также условия воспитания и окружение.
Аномалия развития психики при ДЦП включает нарушения
формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и
личности.
Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется
рядом специфических особенностей.
Неравномерно сниженный
запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими
причинами: а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со
сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или
трудностями передвижения; б) затруднение познания окружающего мира в процессе
предметно-практической деятельности, связанной с проявлением двигательных расстройств;
в) нарушение сенсорных функций.
При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности
различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного
чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации,
затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное
познание, при ДЦП существенно нарушены.
Дети с церебральным параличом не знают многих явлений
окружающего предметного мира и социальной сферы, чаще всего имеют представления
лишь о том, что было в их практике.
Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной
недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка
развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики
связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития,
причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы
мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной
деятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность
высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной
деятельности при ДЦП. При чем чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е.
характерна парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются
преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно стродает
наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.
Выраженность психоорганических
проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов, трудности
переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации
внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличаются
низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к
заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости
психических процессов. Низкая умственная работоспособность от части связана с
церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстрым нарастающем утомлением
при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в
школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается
целенаправленная деятельность.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом
представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к
нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у
остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности,
интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением
познавательной деятельности является задержка психического развития
(церебрально-органического генеза).
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства
эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной
эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у
других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к
колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так
начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная
эмоциональная возбудимость не редко сочетается с плаксивостью,
раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в
новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное,
приподнятое, благодушное настроение со снижение критики (эйфория).
Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной
расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У
некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия,
безучастности.
У детей с церебральным параличом своеобразная структура
личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная
незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых
и практических вопросах. У детей и подростков легко формируется иждивенческие
установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической
деятельности. Выраженные трудности социальной адоптации способствуют
формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, не умение
постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью,
обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
|