Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее
начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими
церебральным параличом. В основе такой системы лежат ранние выявления, еще в
родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с
церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана
сеть специализированных учреждений Министерств здравоохранения, образования и
социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и
психоневрологические отделения и психоневрологические больницы,
специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты
(Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих
учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только
восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов,
дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной
деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются
только в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах.
Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлинике
врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением
ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в
специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в
амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП,
при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в
неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории.
Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются
неэффективными, а также те, родители которых по каким-либо причинам не могут
обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством
под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав),
а затем в интернаты Министерства социальной защиты.
В систему помощи детям дошкольного возраста входит
пребывание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное
обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное
всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
Закрепление достигнутых результатов у детей школьного
возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах.
Проживающие в крупных городах 60–70% детей с центральным параличом обучаются в
школах-интернатах, которые ставят своей задачей не только сочетание
учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового
обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации.
Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая с детьми
школьного возраста, состоит в последовательном развитии познавательной
деятельности и коррекции ее нарушений, коррекции высших корковых функций,
воспитании устойчивых форм поведения и деятельности. В школах-интернатах для
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно
передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и
олигофренией в степени дебильности. В подготовительном классе школ-интернатов
выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшему
обучению в школе по адаптированной двенадцатилетней массовой или
вспомогательной программе. Тяжелые дети, не передвигающиеся и не обслуживающие
себя самостоятельно, обучаются на дому по обычной, вспомогательной или
индивидуальной программе. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями обучаются в
речевых школах. Некоторые дети с олигофренией в степени дебильности обучаются
во вспомогательных школах.
В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход
к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От
педагогов требуется большой такт, знание индивидуальных особенностей детей,
умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Все это
необходимо, чтобы постепенно вырабатывать у ребенка объективное отношение к
своим возможностям.
Дети, проживающие в маленьких городах или сельской
местности, лишены в настоящее время возможности обучения в специализированных
учреждениях. Они учатся либо в обычных массовых школах, либо на дому, что
значительно снижает количество усвоенных знаний, лишает возможности
приобретения необходимых трудовых навыков.
Трудовое воспитание осуществляется как в процессе
повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии.
Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего
периода обучения с целью подготовки к бедующей профессии, более всего
соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В
школах-интернатах работают различные трудовые мастерские: швейные, столярные,
слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и
другим специальностям.
После окончания школы подростки продолжают профессиональное
обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, для
поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть
специализированных профтехучилищ Министерства социальной защиты. Для выбора
профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать
подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза
трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям
ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При сохранном интеллекте можно
овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря,
переводчика и др.
|