Место педагогики в системе наук о человеке может быть
выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего
периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые
оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих
взаимосвязей возникли давно, еще на э
... Читать дальше »
Развитие любой области научного знания связано с развитием
понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно
единых явлений, а с другой - конструируют предмет данной науки. В понятийном
аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое
обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей
... Читать дальше »
Любое общество существует лишь при условии, что его члены
следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными
природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в
процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять
социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный
процесс, связывая ее и
... Читать дальше »
Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в
настоящем времени, существует три подхода (концепции).
Представители первой из них считают, что педагогика -
междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически
отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область
отражения педагогическ
... Читать дальше »
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое)
самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее
ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую
составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории
человечества.
Свое название педагогика получила от греческого слова
"пайдагогос" (пайд - дитя, го
... Читать дальше »
В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в
новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально
распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место,
работать с книгой и специальной литературой и т.п.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы
начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима
дня. Надо так
... Читать дальше »
Понятие профессионального самовоспитания и его роль в
становлении личности учителя. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель
живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое
значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного
совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь
поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.
Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до те
... Читать дальше »
Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный
потенциал общества, педагогическая культура не существует как нечто данное,
материально зафиксирован
... Читать дальше »
Понятия "педагогическая культура" и
"педагогическая деятельность" не тождественны, но едины.
Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой учителя, предстает
как способ реализации профе
... Читать дальше »
Педагогические ценности объективны, так как формируются исторически
в ходе развития общества, образования, общеобразовательной школы и фиксируются
в педагогической науке как форме общественного сознания в виде специфических
... Читать дальше »
Прежде чем определиться в сущности
профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие
понятия, как "профессиональная культура" и "педагогическая
культура". Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства
опред
... Читать дальше »
Совокупность профессионально обусловленных требований к
учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической
деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны,
психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой -
науч
... Читать дальше »
Одним из важнейших требований, которые предъявляет
педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций
ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект
педагогической деятельности.
Позиция педагога - это система тех интеллекту
... Читать дальше »
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как
многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и
результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход
выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов
деятельности педагога.
Традиционно основными видами педагогической деятельности,
осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и
воспитательная работа.
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность,
направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными
видами деятельности воспитанников с целью реш
... Читать дальше »
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности,
которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она
представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу
от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта,
создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению
определенных социальных ро
... Читать дальше »
К специфике труда педагога для учителя сельской школы
добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести
к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса.
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием
общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности
сельского населения. Во многом они обусловлены и т
... Читать дальше »
В сфере образования, как и в других областях материального и
духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной
дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не
только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и
эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической
профессии.
Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность
человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и
образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая
профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой
человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по
образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В
связи с этим педагог
... Читать дальше »
Возникновение и становление педагогической профессии
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда,
все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в
добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие
времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в
дородовой общине был
... Читать дальше »